» Как проходит регистрация логотипа (товарного знака, торговой марки) Как запатентовать логотип или торговую марку в Узбекистане | Pay Way

Как проходит регистрация логотипа (товарного знака, торговой марки)

Как запатентовать логотип или торговую марку в Узбекистане? Ведь именно логотип – это обязательный атрибут компании, если собираетесь «задержаться» на рынке надолго. И именно по лого Вас будут узнавать и запоминать. Продолжаем рубрику «Финансовая грамотность от PAY WAY».

Разработку логотипа (товарного знака или торговую марку) лучше доверить профессиональным дизайнерам, но можно обратиться и к специальным программам. Главное, чтобы лого был запоминающимся и выгодно отличал Вашу организацию от остальных миллионов организаций. Здесь же мы разберем, как проходит регистрация логотипа или торговой марки в Узбекистане.

Нужно ли обязательно патентовать свой логотип?

Нет, обязательная регистрация логотипа на уровне действующего законодательства отсутствует – это индивидуальный выбор каждого предпринимателя. Вы можете смело вывешивать вывеску и даже создать бланки с логотипом. Но если Вы нацелены вести бизнес не один месяц, то необходимо подумать о том, чтобы запатентовать свою торговую марку.

Что дает регистрация товарного знака?

В Законе Республики Узбекистан, от 30.08.2001 г. № 267-II «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в статье 3 написано:

«Товарный знак и знак обслуживания – это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров и услуг одних юридических и физических лиц от однородных товаров других юридических и физических лиц«.

Товарный знак может зарегистрировать как юридическое, так и физическое лицо.

1. Исключительные права на обладание данного бренда

Если Вы решили не патентовать свой логотип в Узбекистане, то в любой момент Вы сможете столкнуться с ситуацией, когда Ваш логотип возьмет другая организация. А Вы не сможете оспорить права на единоличное использование. Ваш логотип будет уязвим и его смогут легко имитировать даже несколько организаций одновременно. Пока кто-то не запатентует его.

Регистрация товарного знака – это возможность защитить логотип на законном основании и использовать его как самостоятельный, принадлежащий именно Вам знак.

Регистрация логотипа наделит Вас «исключительными правами» на обладание этого товарного знака и у Вас появятся реальные юридические возможности охранять и коммерциализировать его.

2. Защита от недобросовестных конкурентов

Как показывает многолетняя практика, недобросовестные конкуренты могут взять Ваш логотип и начать работать под ним, выпуская некачественную продукцию или оказывая неквалифицированные услуги. Этим самым они могут нанести непоправимый вред Вашему имиджу и Вашей репутации.

Именно поэтому запатентованный товарный знак организации предоставит юридическую силу на оспаривание своего логотипа и защиты своей чести и репутации в суде.

3. Возможность увеличить стоимость бизнеса

Хоть логотип и является нематериальным активом, но его можно поставить на баланс организации и внести в уставной капитал, а также оформить как залог во время получения кредита и тем самым увеличить стоимость бизнеса.

Как получить кредит в Узбекистане и причины отказа

4. Дальнейшее масштабирование бизнеса по франшизе

Запатентованный логотип – это объект, который необходим для расширения бизнеса (новые производства, экспорт продукции и т.д.).

5. Показывает уровень и надежность бизнеса

Зарегистрированный товарный знак будет гарантом Вашего уровня как предпринимателя, разумного серьезного подхода к бизнесу, Вашу профессиональную зрелость. А главное, что запатентованный логотип – это гарантия надежности Вашего бизнеса на рынке.

Как быстро нужно регистрировать логотип?

Определенного временного промежутка между тем что Вы придумали логотип и стали его использовать и регистрацией – нет. Запатентовать товарный знак в Узбекистане можно и до официального запуска своего бизнеса и после.

Однако, в законодательстве четко прописано:

«Дата приоритета – представляет собой официально подтвержденную дату, с которой за предпринимателем признается право на заявленное к регистрации обозначение. Дата приоритета выступает своеобразной точкой отсчета начала действия правовой охраны товарного знака (если конечно же, он подпадает под критерии охраноспособности и будет зарегистрирован)«.

И еще один немаловажный фактор в защиту быстрейшего патентования торговой марки – если разные организации подадут заявку на регистрацию похожих или тождественных логотипов, то приоритет будет отдан той, чья заявка была принята раньше.

Как проходит регистрация логотипа или торговой марки

В законе Республики Узбекистан, от 30.08.2001 г. № 267-II ст. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в статье 9 предоставлены требования к заявке на регистрацию товарного знака.

Заявка должна содержать:

  • заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака, наименования места происхождения товара или права пользования наименованием места происхождения товара;
  • изображение заявляемого обозначения;
  • перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков;
  • наименование вида товара, для которого испрашивается регистрация наименования места происхождения товара или права пользования наименованием места происхождения товара, с указанием его места производства в границах географического объекта и описание его особых свойств.

К заявке должны быть приложены:

  • документ, подтверждающий уплату патентной пошлины за подачу заявки;
  • доверенность, выданная заявителем, в случае подачи заявки через патентного поверенного;
  • документы, подтверждающие, что заявитель расположен в указанном географическом объекте и производит товар, особые свойства которого связаны с характерными для данного географического объекта природными условиями или иными факторами или сочетанием природных условий и этих факторов;
  • документ, подтверждающий право иностранного заявителя на использование заявленного наименования места происхождения товара в стране происхождения товара.

P.S. Доверенность обязательно подписать и указать дату и место подписания, а также Ф.И.О. и должность подписывающего. На доверенности должна быть поставлена печать организации. Если печати нет, тогда доверенность должны быть нотариально заверена.

Виды защиты товарной марки в Узбекистане

Если вашим логотипом стали пользоваться другие организации (выпускают продукцию или оказывают услуги под вашим брендом), то существует два вида защиты собственного запатентованного логотипа. Если у Вас есть «исключительные права» на Ваш логотип, то Вы можете использовать и тот и другой метод, а также можно использовать сразу оба, в зависимости от преследуемой Вами цели.

1. Гражданско-правовая защита

Этот метод защиты предоставляет возможность обратиться с иском в суд, чтобы тот на законном основании запретил организации использовать Вашу торговую марку и постановил о возмещении причиненных Вам убытков во время своей незаконной деятельности.

2. Административно-правовая защита

Этот метод защиты заключается в том, что Вы имеете право обратиться к Антимонопольному комитету, Агентству интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции РУз, таможенные органы, чтобы защитить свои права на полное обладание запатентованного Вами товарного знака.

Сколько стоит запатентовать свой товарный знак (цены на январь 2023 года)

Сказать однозначно сколько будет стоить регистрация товарного знака невозможно. Так как могут возникнуть дополнительные траты на услуги различных специалистов.

Стоимость прохождения регистрации товарного знака в Узбекистане (цена на январь 2023 года):

Подготовка и подача заявки на регистрацию торговой марки:
Пошлина для резидентов РУз – 35$ (+ возможные услуги)
Пошлина для нерезидентов РУз – 552$ (+ возможные услуги)
За каждый дополнительный класс МКТУ после 1-го класса:
Пошлина для резидентов РУз – 12$ (+ возможные услуги)
Пошлина для нерезидентов РУз – 184$ (+ возможные услуги)

Регистрация, публикации и выдача свидетельства на товарный знак:
Пошлина для резидентов РУз – 78$ (+ возможные услуги)
Пошлина для нерезидентов РУз – 1093$ (+ возможные услуги)
За каждый дополнительный класс МКТУ после 1-го класса:
Пошлина для резидентов РУз – 12$ (+ возможные услуги)
Пошлина для нерезидентов РУз – 46$ (+ возможные услуги)

МКТУ – это Международная классификация товаров и услуг, по которым Вы будет оплачивать заявленные Вами товары или услуги в рамках данной торговой марки.

Запатентованный товарный знак в Узбекистане защищен во всех странах мира?

Нет. Существует территориальный принцип охраны торговой марки (логотипа, товарного знака). Поэтому, если Вы запатентовали лого в Узбекистане, то правовая охрана будет предоставляться только на территории РУз.

Чтобы получить правовую охрану своей торговой марки в разных странах, нужно подать заявку в Патентные ведомства тех стран, где вы хотите получить защиту.

Также можно подать заявку в Мадридскую систему регистрации товарных знаков и в Патентные ведомства тех стран, которые не входят в число участников Мадридской системы (Канада, Бразилия, Арабские Эмираты и т.д.).

Чтобы подать заявку на регистрацию своего товарного знака в иностранные патентные ведомства, лучше обратиться к «патентным поверенным». В большинстве стран именно этот специалист имеет право подать заявку на регистрацию товарного знака от иностранного заявителя.

Регистрация торговой марки бессрочная?

Нет. Срок действия регистрации в Узбекистане – 10 лет, точно также как и во многих странах мира.

Срок действия свидетельства нужно продлевать до окончания срока на следующие 10 лет.

Продлевать свидетельство можно неограниченное количество раз (через каждые 10 лет).

Для этого подается ходатайство о продлении свидетельства на регистрацию торговой марки и уплачивается патентная пошлина.

Сколько стоит продление срока регистрации (цены на январь 2023 года)

Чтобы продлить срок действия свидетельства на свою торговую марку в Узбекистане, Вам нужно будет оплатить патентную пошлину в размере:
Для резидентов РУз – 2 БРВ = 490.000 сум
Для нерезидентов РУз – 24 БРВ = 5.880.000 сум

За каждый дополнительный класс МКТУ после 1-го класса:
Для резидентов РУз – 0,5 БРВ = 122.000 сум
Для нерезидентов РУз – 2 БРВ = 490.000 сум

Можно ли добавлять или убирать услуги или товары после регистрации товарного знака?

Убрать из списка товаров или услуг, который Вы предоставили при регистрации товарного знака – можно.

Добавить товары или услуги в список, который Вы предоставили при регистрации товарного знака – нельзя.

Это объясняется тем, что когда Вы уменьшаете список выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, то это никак ни на кого не сказывается, за исключением Вашего бизнеса.

А вот если Вы хотите расширить производство и добавить какие-либо товары или услуги, то здесь происходит следующее: Вы ранее их не заявляли, а значит экспертиза обозначения этих товаров и услуг не проводилась. Появляется риск, что в классах уже есть подобные товарные знаки. Также возможны различные несоответствия Ваших новых товаров и услуг обозначенным ранее классом МКТУ при регистрации первоначальных.

Если Вы хотите увеличить список производимой продукции или оказываемых услуг – нужно подать новую заявку на регистрацию Вашего товарного знака и предоставить полный список всех услуг и товаров с учетом добавленных. Чтобы экспертиза обозначения заново определила класс МКТУ.

Сколько времени занимает регистрация товарного знака?

Процесс регистрации товарного знака в Узбекистане – 7 месяцев в среднем.

С 2021 года стала доступна ускоренная экспертиза заявок на регистрации торговой марки (логотипа) в Узбекистане. В таком случае, Вы получите заключение экспертизы за 10 рабочих дней, а на окончательное получение свидетельства уйдет – 1 месяц.

Стоимость ускоренной экспертизы заявок на регистрацию торговой марки в Узбекистане (цены на январь 2023 года):
Пошлина за экспертизу комбинированного знака – 285$.
Пошлина за экспертизу словесного знака – 190$.

Однако срок может увеличиться из-за различных факторов, и одним из таких факторов может стать уже существующий зарегистрированный подобный логотип у другой компании.

Поэтому, обязательно перед тем, как Вы подадите заявку на регистрацию своего товарного знака (логотипа) проведите предварительный поиск на наличие похожих логотипов. Это можно сделать в национальных и международных базах товарных знаков. Таким образом, Вы сможете увидеть есть ли очень схожие тождественные товарные знаки у других организаций – это сэкономит Вам и временные и денежные затраты во время прохождения процесса регистрации.

Мы предлагаем Вам следующие услуги:

Все вопросы Вы можете задать:

По телефону: (+998) 95−200−01−03
Приехать к нам: г. Ташкент, ул. Махтумкули, 136
Написать нам на E-mail: info@1pay.uz
Написать в чат консультантам на сайте: 1pay.uz

Pay Way Business – с нами вести бизнес удобно!